Путешествие в историю


Более двух тысяч лет отделяет нас от времени, когда жили древние племена. Они уже давно ушли, следы их жизни стерло время, но есть сейчас наука, которая ищет эти исчезнувшие следы. Может быть, вы знаете, как она называется? Археология. На языке древних греков это прозвучит так: "архайос логос". А означает это слово - "наука, изучающая древность".
Представьте, что вы перестали убирать свою комнату. Неделю. Другую... И вот уже пыль толстым слоем покрыла все находящиеся в ней предметы.
А если вы на улице потеряли, допустим, пуговицу? Прошел месяц, другой. И вот уже чей-то каблук вдавил ее в землю, на нее намело песок, сквозь нее проросла трава. Мир вокруг оставленных вещей продолжает жить своей жизнью, меняется с течением времени. Нарастает верхний слой земли. Оттого-то старое здание кажется нам ниже спустя много лет. Все предметы далекого прошлого приходится извлекать из-под земли. Вот почему археологию часто называют "история, вооруженная лопатой".
Прежде чем заняться извлечением из-под земли и изучением древних предметов, нужно обнаружить места, где жили наши далекие предки. Чтобы отыскать их, проводят археологическую разведку. Давайте попробуем свои силы в качестве археологов.
С чего же начать? Можно поискать книги или людей, которые расскажут нам о необычных местах. А если след предков уже затерялся настолько, что никто не может нам его указать, остается, положившись на свою удачу, отправиться на поиск.
Сменяют друг друга перелески, поля. И вот взгляд наш упирается в возвышающийся посреди поля пшеницы холм. Что это? Чудо природы? Но настораживает его форма: круглая, будто очерченная циркулем. Подойдем-ка поближе. Почему же холм до сих пор не распахали, ведь он будет мешать трактору при работе на поле? Оказывается, это очень трудно сделать, потому что сплошь и рядом - камни. Одна сторона холма пологая, другая - более крутая. Все говорит нам о том, что это не просто холм, а огромная насыпь, которая сооружалась над местом захоронения человека. Такие насыпи называют курганами. Найдя памятник, археологи приступают к его раскопкам. Если мы проберемся на территорию раскопа вечером, после окончания работ, то попадем в другой мир - мир прошлого. Археологи аккуратно слой за слоем сняли землю с нашего кургана, а обнаружив предметы, расчистили их ножом и кисточкой. Кажется, будто какая-то волшебная сила сдула всю землю, открыв нашему взгляду картину, которую можно было увидеть здесь больше двух тысяч лет назад.
Вот кости животных и осколки сосудов - остатки последней трапезы, которую разделили люди со своим умершим предком. Обычай этот сохранился до сих пор. А вот и сама могила. Скелет окружен теми предметами, которые родственники дали умершему с собой.
Дело в том, что в древности люди считали, что смерть - это переселение человека в другой мир, где он будет заниматься своими привычными делами и жить так, как он привык. А значит, вещи из кургана могут многое рассказать нам о повседневной жизни исчезнувшего народа.
Ученые, взглянув на эти вещи, могут сказать, что курган, обнаруженный нами, был насыпан племенем сарматов. Этот народ скотоводов и воинов переходил с места на место в поисках лучших пастбищ. Сарматы не оставили после себя поселений - их жилище, сделанное из кож, крепилось на повозке или на земле.



А когда наступало время двигаться дальше, его просто складывали - и в путь. Поэтому только находки из курганов могут рассказать нам об их жизни.
Специалист, посмотрев на скелет, поможет нам определить, что похоронена здесь молодая женщина. В ее изголовье стоят сосуды. Когда-то в них была пища, которую родственники приготовили ей для дальней дороги в мир мертвых. Рядом - короткий меч. Таким удобно наносить удар по пешему воину, сидя на лошади верхом. С другой стороны лежат наконечники стрел, древка которых истлели в земле. А вот и конская упряжь. Жесткие удила снабжены шипами, которыми при желании можно, разорвать рот лошади. Дело в том, что группа родственников в старину имела небольшой табун лошадей, который пасся на воле, пока люди занимались своими делами. В случае нападения врага сармат надевал сбрую на первое попавшееся животное и - на почти необъезженном скакуне - вступал в бой.
В могиле нет ни седла, ни стремян. Видимо, женщина ездила верхом, бросив кусок шкуры или ткани на спину лошади и удерживаясь на ней лишь силой своих ног. Сарматка могла запросто сломать ногами лошадиные ребра. В могилах сарматских подростков часто находят тяжелые камни, зажимая которые между ногами при ходьбе, они тренировались, чтоб потом усидеть на коне без седла.
Зачем же женщине такое грозное снаряжение? Оказывается, сарматские женщины воевали наравне с мужчинами, а древние историки писали, что у них существует такой обычай: девушка не может выйти замуж, пока не убьет своего первого врага. Это было жестокое время, когда за свою жизнь, свой скот и пастбища приходилось бороться.
Чуть поодаль стоит каменное блюдо на трех ножках, которые сделаны в виде волчьих голов. На нем следы краски. Рядом зеркало - бронзовый кругляш с львицей на ручке. Когда-то он был отполирован до блеска - так, что в нем можно было различить смутное отражение. Такие предметы археологи находят только в женских сарматских погребениях. Что это? Косметический набор древней модницы? Но ведь зеркало во все времена считали волшебным предметом, который показывает еще один мир - такой же и не такой, как наш. Так, может, эта женщина была жрицей? Эту загадку сарматских погребений ученые не разгадали до сих пор.
Присмотревшись, мы можем обнаружить и еще несколько предметов. Это осколки красного камня и золотая бляшка в виде головы хищной птицы, которая когда-то удерживала края ткани, может быть, плаща - ведь пуговиц сарматы не знали.
Последний закатный луч отражается на поверхности бляшки, и она вспыхивает светом, так похожим на солнечный.
Если присмотреться, на дне одного из сосудов мы обнаружим знак огня, свастику - солнечное колесо. А ведь именно дном соприкасался сосуд с огнем, когда готовили пищу. Может быть, сарматы поклонялись огню, и красные камни - его символы? А золотая птица, которая летает высоко в небе, может быть, и она - знак светила?
Луч догорел и погас. Под стрекот цикад раскоп погрузился в темноту. И как будто подмигнул нам последний отблеск: ищите, и на ваш век хватит у истории загадок.

Галина Голуб, Оксана Лучинкина
Художник Александр Мисюк
01.09.2007

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу editor@cofe.ru