Музей первобытного человечества


Поиски начала - едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается человеческий ум. Давай попробуем отыскать в далекой древности истоки изобразительного искусства.

В потайных скалистых пещерах археологи обнаруживали целые "музеи" первобытного человека. Чуть ли не во всех концах земли были найдены и раскрыты стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты, предметы, которые можно назвать художественными произведениями... Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах. Рисунки, резьба и рельефы на скалах. Большие скульптуры животных.
Встречается и такое: каменные изваяния срастаются с массивом скалы. Какой-нибудь выступ скалы, немного напоминающий тело зверя, его голову или хребет, обтесан и доведен до полного сходства с медведем или каким-нибудь другим животным.
Есть и скульптуры из глины, а на них запечатлены следы ударов копьем. Во Франции, в пещере Монтеспан, открыли "израненную" глиняную фигуру медведя без головы. У ног этой статуи лежал череп настоящего медведя. Очевидно, к ней приставляли окровавленную голову убитого зверя.
Убивая глиняного зверя, верили, что так овладеют его живым двойником. Надевая на себя звериные маски и исполняя "танец буйволов", считали, что это послужит призывом и привлечет буйволов в их края.
Это были первые попытки освоить с помощью изображения окружающий мир.
Человек продвигался вперед. Люди научились обжигать глину, превращая ее в твердое  водонепроницаемое вещество. До этого человек использовал только данные ему в готовом виде природой материалы; обжигая же глину, он создал новый, неизвестный в природе - керамику.
Появление керамики имело большое значение в развитии пока еще неосознанного чувства прекрасного. Украшая узором сосуды, человек постигал искусство орнамента.
Ложка с головой лебедя. Сколько грации в изогнутой лебединой шее, какая чарующая гармония!
Развивается и наскальная графика. Здесь впервые в первобытном изобразительном искусстве проявляется стремление к изяществу.
На наскальном рисунке, найденном в Аране (Испания), - женщина, собирающая дикий мед. Стройное удлиненное юное тело, красивый контур головы. Одна рука держит высокий сосуд, другая исчезает в легком облаке пчелиного роя. Красота, увиденная и запечатленная в рисунке.
Но есть и другие наскальные изображения, где фигуры людей и зверей напоминают геометрическую схему: изображение - значок, который даже с трудом распознается.
Животные изображаются более реально, чем сам человек, но уже не встречаются такие живые "портреты", как бизоны Альтамиры.
Онежское озеро. Гранитная скала из окрестностей деревни Бесов Нос. Десятки фигур высечены на ней около четырех тысяч лет назад. Лоси и олени, утки и лебеди, большие лодки с ' гребцами. Все это ясно обозначено. Но встречаются какие-то круги с отростками, а может на длинных палках-шестах. Что это - Солнце? Луна? По-видимому, это какое-то заклинание, призванное дать человеку победу над животными.
Может быть, и схематизм в изображении усиливается как раз и потому, что  слабеет вера человека в изображение как в двойника.  И появляются другие возможности в изображении - рисунок как рассказ о событии. Ведь чтобы рассказать, не обязательно соблюдать большую точность, достаточно показать предмет в немногих общих чертах. Здесь и лежат истоки пиктографии - рисунчатого письма.

01.06.2002

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу editor@cofe.ru