Тринадцать талантов


Это было две тысячи триста лет назад в одном из греческих государств – в Македонии. Конюшня македонского царя Филиппа славилась на всю Грецию. Каждый македонянин был наездником. Сам Филипп дважды получал венок победителя на скачках, в которых участвовали лучшие наездники Греции.
Сын Филиппа, царевич Александр, в тринадцать лет ездил верхом не хуже взрослых
воинов. 
Однажды у ворот царского двора остановилось несколько верховых. Одежда их была в пыли. Старик-слуга вышел им навстречу.
– Скажи царю Филиппу, – крикнул один из путников, – что приехал Филоник из Фессалии и привел с собой коня, какого еще не видел свет!
Через несколько минут просторный двор наполнился народом. Филипп и придворные осматривали фессалийского коня. Он действительно был необыкновенный – вороной красавец, огромного роста, с длинными крепкими ногами, могучей грудью и круто выгнутой шеей. Между ушами светилась белая отметина. Склонив свою широколобую, не по росту маленькую голову, он дико оглядывал стоявших вокруг людей.
– Какая странная голова у него – она не похожа на лошадиную, – сказал Филипп.
– Бычья голова, Букефал – пошутил кто-то.
(По-гречески бус – бык, а кефале – голова)
Все засмеялись.
Филипп взял коня за губу и оттянул ее, чтобы увидеть зубы. Вдруг конь рванулся, встал на дыбы и кинулся прочь. Два рослых раба, державших его под уздцы, растянулись на земле. К счастью, конь был стреножен. Его схватили и снова привели в круг. Конь стоял и дрожал мелкой дрожью, грызя удила.
— Да он бешеный! – закричал Филипп.
— Его надо объездить, – ответил Филоник.
— Сколько ты хочешь за него?
– Тринадцать талантов, – сказал Филоник спокойно.
Все ахнули.
– Тринадцать талантов? – Филипп захохотал. – Да столько не стоят все кони в моей конюшне!
(Около 326 килограммов золота. Талант - греческая мера веса, приблизительно 25 килограммов)
– Все кони в твоей конюшне не стоят этого коня, – возразил Филоник не смущаясь. – Испытай его сначала, а потом спорь о цене.
Коня вывели в поле и осторожно распутали ему ноги. Один из придворных, опытный наездник, взял в руки повод и вскочил на спину коню. Раздалось дикое ржанье, высоко в воздух взметнулись копыта, и через мгновение наездник лежал на земле. Конь остановился и, повернув голову, внимательно посмотрел на лежащего.
Несколько человек пытались объездить бешеного коня, но он сбрасывал всех. Царь воскликнул:
– Да это злой демон! Я не возьму твоего Букефала и даром. На что мне конь, к которому нельзя подойти!
Филоник пожал плечами, набросил на ноги коню веревку и стал его стреноживать. Вдруг раздался возмущенный голос Александра:
– Отказываться от такого коня! Видно, македоняне разучились ездить верхом!
Филипп сердито повернулся к сыну. Тот стоял, сжав кулаки, и не сводил взгляда с Букефала. Придворные нахмурились.
– Конь слишком хорош для этих трусов, – продолжал Александр.
Филипп резко сказал ему:
– Ты осуждаешь старших, будто сам мог бы укротить этого коня.
– Конечно, мог бы! – отвечал Александр заносчиво.
– Хорошо, попробуй! Если ты объездишь коня, я куплю его для тебя.
Мальчик, ни слова не говоря, подошел к Букефалу и повернул его головой к солнцу. Конь сразу стал тише. Александр нежно гладил его по спине, по шее, шептал ему на ухо ласковые слова. Вдруг конь рванулся и побежал по полю. Александр бежал рядом, не переставая похлопывать и поглаживать коня. Потом медленным движением поднял руку к плечу и на бегу отстегнул пряжку своего плаща. Плащ соскользнул на землю. Обе руки Александра освободились. Он вскочил на коня и крепко обхватил его за шею руками. Конь взметнулся на дыбы, но Александр усидел. Закинув голову назад, конь попытался укусить седока, но не достал. Александр только потягивал повод, осаживая коня. Конь рвался, плясал на месте, кидался вскачь и вдруг с разбегу круто останавливался, чтобы сбросить седока через голову, но Александр сидел, как прикованный.
Филипп издали смотрел на борьбу мальчика с диким животным и раскаивался, что допустил эту затею.
Вдруг Александр ударил коня пяткой и громко крикнул. Букефал бросился вперед, как камень из пращи, и исчез за ближайшим холмом.
Люди испуганно прислушивались к удаляющемуся конскому топоту. Вот он затих совсем. Все молчали. Вдруг за поворотом раздался топот. Он становился все явственней, он приближался.
Из-за поворота дороги во весь опор вылетел Букефал с всадником на спине.
Александр подъехал к отцу, соскочил и бросил повод слуге. Конь был весь в мыле, ноги его дрожали, он задыхался. Александр, бледный и измученный, вытянулся на траве.
Филипп наклонился к сыну, поцеловал его в голову и сказал:
– Ищи достойного тебя царства. Македония слишком мала для тебя.
Александр удивленно посмотрел на отца.
Впоследствии Александр объяснил друзьям, почему прежде всего нужно было повернуть Букефала головой к солнцу: он особенно бесился, когда видел свою тень, прыгавшую на земле.
С тех пор Александр никогда не расставался с Букефалом. В Греции и Египте, в Средней Азии и Индии сражался и побеждал Александр. И во всех сражениях великий завоеватель скакал впереди своих войск верхом на Букефале. Конь проделал со своим хозяином много великих походов и дожил до глубокой старости. Александр горько оплакивал смерть любимого коня и приказал похоронить его со всеми почестями, как хоронили воинов.
На том месте в Индии, где была могила коня, Александр построил город и назвал его Букефала.



  
Есть в Италии вулкан Везувий. Много веков его считали потухшим. На склоне вулкана были виноградники, поля и луга, а у его подножья раскинулись два города – Геркуланум и Помпеи. И вдруг однажды с вершины вулкана полились потоки расплавленной лавы. Туча пыли и камней, выброшенная вулканом, закрыла небо и медленно стала оседать вниз, на города и деревни. Геркуланум и Помпеи были засыпаны вулканической пылью и залиты лавой.
Прошло семнадцать столетий. И вот ученые решили раскопать погребенные города. Уже почти двести лет длятся раскопки Помпеи. Дома, улицы и площади древнего города прекрасно сохранились под слоем лавы. Ученые нашли город почти таким, каким он был в день извержения вулкана.
В одном из домов Помпеи на стене оказалась великолепная картина.
Она не нарисована, а сложена из разноцветных камешков. Кое-где камешки высыпались, но ученые сразу догадались, что изображено на картине. Это битва Александра Македонского с персидским царем Дарием.
Персидское войско было больше македонского. Но Александр с небольшим отрядом самых храбрых своих всадников прорубился сквозь ряды персов к тому месту, где стояла колесница Дария. Персидский царь оказался лицом к лицу с Александром. Дарий испугался.
Он приказал выпрячь коня из своей колесницы, сел верхом и ускакал от нападающих. Персидские солдаты увидели бегство своего царя и тоже бросились бежать. Македоняне победили.
Посмотри на эту картину: слева изображен Александр. Он мчится верхом с копьем наперевес. Справа – Дарий на колеснице. Слуга выпрягает коня, чтобы подвести его персидскому царю.
Кругом – сражающиеся воины.

М. Мейерович
Художник Е. Астафьева
01.09.2010

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу editor@cofe.ru