Учимся играть в шахматы


Сначала взгляни на шахматную доску. Белая клетка, чёрная, белая. И так по восемь клеточек в каждом ряду. А рядов тоже восемь. Это 64-клеточное поле - место сражения шахматного войска.
Теперь давай знакомиться с шахматными фигурами, шахматным войском. Ты сразу видишь, что одни фигуры жёлтые, другие - чёрные. Это две шахматные армии. Возьми самую маленькую фигуру.



Это Пешка. Хотя и самая маленькая, но она и самая смелая. Она ходит только вперед и прямо и не делает ни шагу назад. Первый ход, по желанию игрока, Пешка может сделать сразу на два поля-клетки вперед. А потом она ходит вперед только на одно поле. Пешки каждой армии занимают целый ряд-горизонталь - второй от края, от игрока.
Пешка ходит прямо, а берет наискосок: влево и вправо. Давай поставим с тобой все пешки и сыграем. Для начала только пешками. Каждая побитая пешка- очко. Кто больше наберет очков, тот выиграл, победил.



А эта фигура называется Ладья. Ладьи стоят по углам доски. У каждого игрока по две ладьи. У Ладьи очень прямой характер. Она
передвигается только в прямых направлениях: влево, вправо, вперед, назад - на одно поле и на сколько хочет клеточек. Но только прямо. И любую фигуру противника, которая попадётся на её пути, она уничтожает и встаёт на её! место.
Теперь можно сыграть и пешками и ладьями вместе (если хочешь выиграть, то должен набрать быстрее больше очков. Ладья стоит пять очков: её можно поменять за пять пешек).



А это, ты сам видишь, - Конь. Он стоит рядом с Ладьёй. У каждого игрока по два коня. Этот молодой резвый Конь любит прыгать. На два поля в сторону и на одно вперёд или на два
поля вперёд и на одно в сторону - в общем, буквой "Г". Запомни, ни одна фигура через другую прыгнуть не может. Перескакивать через свои и фигуры противника может только Конь. Конь может побить любую фигуру противника, но только ту, которая стоит на последнем поле его пути. Конь оценивается в три очка (по силе равен трём пешкам).
Расставь на доске пешки, ладьи, коней. Давай сыграем до десяти очков. Кто их первым наберёт, тот и будет победителем.



Слоны размещаются рядом с конями. Оцениваются они так же, как и кони, в три очка. Перемещаются слоны только наискосок по белым и чёрным дорожкам-диагоналям, свободным от своих и фигур противника, на столько полей, на сколько захотят. Так же они и берут фигуры противника.
Теперь мы можем сыграть со всеми фигурами, которые ты знаешь, до пятнадцати очков.



Ферзь - самая сильная фигура. Ферзь всегда стоит рядом со Слоном на поле своего цвета. Шахматисты говорят: "ферзь любит свой цвет".
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон на одно поле и по линиям: диагональным, вертикальным и горизонтальным. И так же уничтожает фигуры противника. Видишь, какая важная фигура Ферзь! Береги её. Но это не значит, что он должен без дела стоять на своём месте. Если ты будешь умело им пользоваться, он поможет тебе завоевать победу. Ферзь оценивается в девять очков.
Иногда ферзя называют Королевой. Но это неверное название, не привыкай к нему. Настоящие шахматисты всегда говорят "ферзь".
С Ферзём и остальными знакомыми тебе фигурами можно уже играть, сражаться до двадцати пяти очков. Набрав их первым, ты окажешься победителем.



А теперь самая главная фигура - Король. Хотя Король самая главная фигура, но ходит он только на одно поле, правда, в любую сторону. Когда какая-нибудь фигура угрожает ему взятием, то игрок дает ШАХ, который по новым правилам вслух не объявляется. Тут, в стане Короля, начинается ужасная суматоха. Надо срочно закрыться от шаха какой-нибудь своей фигурой, или перейти на соседнее безопасное поле, или уничтожить фигуру, объявившую шах Королю. Только от шаха неприятельского Коня Король не может закрыться и побить его сам. Здесь единственные средства спасения: или переместиться на соседнее безопасное поле, или же уничтожить неприятельского скакуна любой фигурой. Если всё это невозможно, то Королю объявляется МАТ, что означает конец Королю и конец игре. Игрок, объявивший другому мат, считается победителем. Правда, у Короля есть ещё одно надёжное средство спасения. Это - РОКИРОВКА.
Рокировка возможна, если Король и Ладьи ещё не трогались с места (если ходили и вернулись на своё прежнее место - рокироваться тоже нельзя), при условии, что между ними не стоят никакие фигуры: ни свои, ни противника; если Королю в это время не объявлен шах и ни одно из полей на пути Короля не атаковано ни одной из фигур противника; если одна Ладья трогалась с места, а вторая - нет, то рокироваться можно с ней. Рокировки - дело не простое. Король продвигается на два поля вплотную к Ладье. Ладья перепрыгивает через Короля. Теперь он защищён Ладьёй от нападения. А если к тому же впереди стоят его пешки и другие фигуры, то он в настоящей крепости. Но роль рокировки не только обезопасить Короля. Ему из надежного убежища легче "руководить" сражением, посылая в нужное время в бой своих воинов. Рокируются и для того, чтобы быстрее ввести в сражение одну из Ладей. Запомни: рокировка разрешается только один раз за всю игру, и только с одной какой-нибудь своей Ладьёй.
Теперь ты познакомился со всеми фигурами. Конечно, Ферзь и Ладья - важные персоны. Но ты должен уважать и маленькую Пешку. Если смелая маленькая Пешка доберется до последней линии полей противника, она сразу повышается в звании. Она может стать любой фигурой, кроме Короля.
Запомни ещё одно правило шахматиста. Это правило называется "ТРОНУЛ - ХОДИ". Если ты взялся за какую-нибудь свою фигуру, ты ею должен и ходить (когда по правилам такой ход возможен). Обязательно. Если ты дотронулся до фигуры партнера, то обязан её взять, хотя тебе это может быть и невыгодно. Исключение составляет случай, когда её взятие невозможно. Если хочешь поправить фигуру, должен предупредить партнёра: "Поправляю".
Итак, ты теперь знаешь основные правила шахматной игры. Давай расставим все фигуры на доске и сыграем партию в шахматы! Со всеми фигурами играют не на количество набранных очков, а кто быстрей поставит сопернику мат, независимо от того, сколько ходов будет при этом сделано: два или сто. Первым начинает всегда игрок, владеющий жёлтыми (белыми) фигурами. Для этого разыгрывается жребий.


Приключение пешки


Две деревянные армии строились на шахматной доске. Каждая фигура торопилась занять своё место. Все очень волновались. Предстояло ответственное сражение.
И надо же было так случиться, что к шахматной доске подбежал глупый маленький Щенок. Он был настолько мал и глуп, что даже не имел собственного имени.
"Какие славные деревяшки, - подумал он. - Особенно вот эта маленькая. Ну, точь-в-точь косточка! Если я возьму её в зубы и выйду на улицу, все сразу начнут меня очень уважать. Будто бы я взрослый пёс и уже гуляю с костью в зубах".
Щенок подпрыгнул и ухватил белую Пешку, стоящую с краю.
Если бы вы видели, с каким важным видом Щенок шагал по улице!
- Смотрите, хор-рошая мозговая косточка! Я сам её нашел, - рычал он.
- Какая же это кость? - фыркнула в усы старая Кошка, дремавшая на солнышке. - Это просто деревянная игрушка. И совсем не похожа на кость.
- Не похожа! - разочарованно протянул глупый Щенок.  Он бросил Пешку на асфальт. И потрусил по улице, даже не оглянувшись.
Пешка стояла и думала: "Скоро начнется сражение. Пусть я всего-навсего маленький солдат. Но я - солдат, и моё место в строю". А надо вам открыть одну тайну, что пешки не могут сами шагать по асфальту. Но прыгать по клеточкам - совсем другое дело! К счастью, на асфальте были нарисованы классики. И Пешка бодро запрыгала по клеточкам. Вот и последний квадратик. Пешка в растерянности остановилась. Но тут на неё упала чья-то тень.
- Какая хорошая блестящая штучка! - воскликнула Сорока. А это была именно она.
Пешка попыталась было ей объяснить, что она вовсе не какая-то блестящая штучка. Но Сорока схватила её клювом и взмыла кверху.
Сорока летела над городским парком. И вдруг увидела осколок зеркала. Он лежал на дорожке и бросал вверх ослепительный луч.
"Эта штучка блестит ещё больше", - подумала Сорока.
И выпустила Пешку.
"Пусть я всего-навсего маленький солдат. Но моё место - в строю", - думала Пешка, падая вниз головой. И тут она застряла в ветвях дуба.
"Какой славный удобный пестик! - обрадовалась Белка, выглядывая из дупла. - Буду им колоть орехи".
И она тут же принялась за дело.
Тут-тук-тук! - стучала Белка. И скорлупки раскалывались на две половинки.
"Ведь я могу взять в плен чужого Короля! Могу сама стать Ферзём! - огорчалась Пешка. - А мною колют какие-то глупые орехи!"
Тут Белка накормила своих бельчат. И все они улеглись спать, укрывшись хвостиками.
"Наверное, битва на шахматной доске уже началась, - с беспокойством размышляла Пешка. - А без меня моё войско может потерпеть поражение, хотя я всего-навсего маленький солдат. Но как же выбраться отсюда? В парке нет ничего клетчатого. Совершенно ничего".
И вдруг она увидела воздушного Змея. Он запутался в ветвях дуба своим длинным мочальным хвостом.
Как обрадовалась Пешка! Дело в том, что змей был склеен из школьной тетрадки для арифметики. Он весь был в клеточку.
- Уважаемый клетчатый Змей! - взмолилась Пешка. - Мне нужно отсюда выбраться. Не поможете ли вы мне в этом?
- Какое совпадение! - изумился Змей. - И мне нужно срочно отсюда выбраться, уважаемая Пешка.
Пешка моментально распутала мочальный хвост. Крепко ухватилась за нитку. И они полетели.
- Но мы летим совсем не в ту сторону! - с тревогой воскликнула Пешка.
- Я лечу туда, куда меня несёт ветер, - печально ответил Змей.
В это время ветер утих. И Змей стал спускаться всё ниже и ниже. Ниже высотного здания. Ниже крыши нового дома. Прямо на багажник какого-то автомобиля.
- Как удачно! - обрадовалась Пешка. - Это такси. А на нём чёрные и белые клеточки, как на моей родной шахматной доске.
Но Змей уже не слышал её. Порыв ветра поднял его высоко-высоко над городом.
- Куда вас отвезти? - любезно спросило Такси.
- Спортивная, 64, - поспешно ответила Пешка. - И если можно, поторопитесь. Как я боюсь, что битва уже началась! А я ведь маленький солдат. И моё место - в строю.
Такси рванулось с места. Замелькали дома. Вот уже знакомый подъезд. Клетка лифта. Пешка запрыгала по квадратикам паркета. И в самый последний момент успела занять своё место на шахматной доске.

01.08.2001

    нам очень понравилась сказка про пешку. мой сын павлик (4г) слушал ее затаив дыхание. спасибо.

    Хорошая сказка.Ждем еще сказок!!!!

    ЕСЛИ ТАМ БЫЛОЛ 100 Я БЫ ПОСТАВИЛА 1000000000000001!!!

    замечательная сказка! Нам сложновато было разбираться по фигурам, но сказка понравилась.. Кто автор?

    Очень хорошая сказка пешка была очень хорошим солдатом

    Рассказ — супер!
    Я очень люблю играть в шахматы.
    Однако плоховато играю.
    Да,у вас не сказано,сколько пешек стоит ферзь.

    Да,Анна,чего 1?
    Да и из твоей речи,честно говоря,тоже ничегошеньки не поняла.

    очень доступное объяснение но тока лучше что б в живую обяснил(а):)

    Нормально,но с РОКИРОВКОЙ ннефига не понятно!А так спасибо!!!

    Класс сказочка!!!ХОЧЮ ЕЩО!!!!!!!!!

    с помощью почитай ки я научилась играть в шахматы!!

Комментарии запрещены.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу editor@cofe.ru